ONLINE трансляция

К 190-летию А.Н. Островского

Публика ходит в театр
смотреть хорошее исполнение пьес,
а не саму пьесу: пьесу можно прочитать.

Александр Островский

К 190-летию А.Н. Островского

Творчество Островского – национальная гордость русского театра, как творчество Шекспира или Мольера, Гольдони, Лопе де Вега или Шиллера – гордость театральной культуры своих народов. Но каждый из названных драматургов, и Островский в их числе, принадлежит и всему человечеству.
Имя А.Н. Островского на театральных афишах Петропавловска впервые появилось в конце 19 века, о чём свидетельствует документ такого содержания: «Телеграф в Омск из Петропавловска генерал-губернатору Западной Сибири. Сентябрь 19-20 1887. Завтра предположен спектакль благотворительной целью. Даётся «Счастливый день», напечатанный июльской книге «Отечественных записок». Губернатор не разрешил неполучением указателя: покорнейше прошу разрешить. Ответ уплачен. Щербаков».

После получения положительного ответа премьера спектакля по пьесе А. Островского состоялась. С той поры классик русской драматургии стал самым востребованным автором в театральной жизни Петропавловска. Одной из самых серьёзных работ первой профессиональной труппы, приехавшей в город на Ишиме осенью 1905 года, стала пьесы «Без вины виноватые» великого русского драматурга.

В 1910 году режиссёр Д. А. Пальмин поставил «Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы». Настоящим событием в культурной жизни Петропавловска стала премьера «Грозы» в 1913 году, в которой блистательно исполнила роль Катерины актриса с широким творческим диапазоном и большим личным обаянием Е. Ленина. По воспоминаниям ее современников, она настолько проникновенно сумела передать внутренний мир своей героини, её «переживания, что в четвёртом акте спектакля зал плакал навзрыд».


…Менялись времена, поколения, но, верный традициям постоянно знакомить зрителей с русской классикой, рожденный в Петропавловске еще на заре прошлого века, Северо-Казахстанский областной театр из года в год включает в свой репертуар классику. Особенно прочное место занимает в нём А.Н. Островский. На протяжении многих лет не сходят с афиш театра спектакли, поставленные в разные годы, по пьесам «Гроза», «Таланты и поклонники», «На бойком месте», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес», «Поздняя любовь», «Пучина».
К 185-летию со дня рождения великого русского писателя и 120-летию театра была приурочена премьера спектакля по пьесе «Счастливый день», той самой, с которой Петропавловск познакомился 126 лет тому назад.


Не так давно, 25 мая 2012 года, состоялась премьера спектакля «Гроза». Театр с этим спектаклем принял участие в XX Республиканском фестивале театров, посвященном 80-летию со дня рождения А.М. Мамбетова, народного артиста СССР, лауреата государственных премий, «Халы? ка?арманы ?аза?станны? Енбе? Ері» (г. Уральск, 2012 год) – в спектакле за роль Кабанихи вручили премию за сценическое долголетие народной артистке РК Л.Н. Ванюковой (Турпаян). Режиссёр-постановщик – художественный руководитель театра Тимур Каримжанов. Событием 127-го театрального сезона, несомненно, станет премьера спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Театр посвящает эту работу 190-летию со дня рождения драматурга (12 апреля с.г.). Премьера состоится 21 мая на закрытии 127-го театрального сезона.


Современно поставить пьесу Островского – значит вдуматься в неё, понять, что именно может сегодня интересовать, волновать зрителя, какие общественные, философские, нравственные проблемы она поднимает, и постараться раскрыть их возможно наиболее ярко, над этим и работаем.
Главный герой пьесы – Егор Дмитриевич Глумов, человек чертовски обаятельный и привлекательный. Он умеет расположить к себе и консерватора, и реформатора, и скучающую светскую львицу, и очаровательную юную ососбу.
Обаяние Глумова столь велико, что за ним незаметны истинные мотивы его поступков. Окружающие не замечают, что он ищет выгодулично для себя, чтобы уверенно подниматься по карьерной лестнице, окружать себя благами и нужными связями...
Даже по прошествии более сотни лет с момента первой публикации пьесы, мы с удивлением обнаруживаем, насколько она современна. Да, времена меняются, но нравы – нравы остаются прежними.